Дорогие единоверцы! Братья и сестры в исламе!
Недавно, информационные каналы распространили шокирующую новость: 28-летняя женщина, увидев ошибки в тетради своего сына-школьника, пришла в бешенство и стала его избивать. Удары были несовместимыми с жизнью, ребенок сначала потерял сознание, потом скончался. После того, как мальчик перестал плакать и шевелиться, мать сразу же пришла в себя. Она подняла его на руки и не дожидаясь скорой побежала в ближайшую больницу, к сожалению, уже было поздно. Мне жалко женщину и ее ребенка. Ни одна адекватная мать не желает смерти родному человеку. Она позволила своему гневу управлять собой, стала его жертвой и в каком-то смысле пустила жизнь под откос. Теперь ей придется отвечать перед законом и жить с угрызениями совести.
Сейчас я привел всего лишь один пример из сотни или тысячи случаев, которые так часто происходят в нашей жизни из-за одного нашего недостатка — неумения держать себя в руках, неспособности контролировать свои гнев и эмоции.
В эту пятницу моя проповедь будет посвящена важному хадису пророка Мухаммада ﷺ, который учит сторониться такого пагубного качества, как гнев:
Передают со слов Абу Хурайры, что один человек попросил Пророка ﷺ: «Дай мне совет». Он сказал: «Не гневайся». После этого тот несколько раз повторил (свою просьбу), но каждый раз Пророк ﷺ говорил: «Не гневайся» (аль-Бухари).
Что говорят известные исламские ученые об этом хадисе?
Аль-Манави: «Хадис о гневе является одной четвертью ислама. Поистине дела состоят из плохого («шарр») и хорошего («хайр»). Плохое берет начало от соблазнов и проявления гнева».
Ибн Хаджар: «Слова посланника Аллаха ﷺ «Не гневайся» наводили меня на мысль о том, что гнев включает в себя все пагубное». Имеется ввиду тяжкие последствия.
В хадисе говорится о человеке, подошедшем к Пророку ﷺ за советом, но не упоминается его имя. Говорят, им мог быть сподвижник Абу Дарда. Так ат-Табарани в своем сборнике приводит от него следующее изречение:
«И я спросил: “О посланник Аллаха, укажи на дело, которое введет меня в Рай!” И он сказал: “Не гневайся и тебе будет Рай”» (ат-Табарани, сахих).
Другие комментаторы утверждают, что этим мужем мог быть Джария ибн Кудама — дядя аль-Ахнафа ибн Кайса. Последний передал от Джарии ибн Кудамы:
«“О посланник Аллаха! Скажи мне слово, которым Аллах принесёт мне пользу, и уменьши его, чтобы я не забывал его”. Он ответил ему: “Не гневайся”. Тот повторил ему несколько раз, и Пророк ﷺ отвечал ему: “Не гневайся”» (Ахмад, сахих).
Обратите внимание на стремление сахабов к добру — они постоянно подходили к Посланнику ﷺ за советом.
Ханафитский улем аль-Айни предполагает: «Возможно, мужчина по своему характеру постоянно испытывал гнев, и поэтому ему было велено оставить (плохое) качество».
Аль-Хаттаби — ученый и хадисовед писал: «Под словами «не гневайся» подразумевается удаление от всех путей и причин, приводящих к гневу: не произноси слова и не совершай поступки, провоцирующие в тебе злость».
В уголовном праве существует целый раздел, связанный с преступлениями, совершаемых в состоянии аффекта. Сколько случаев, когда один водитель из-за злости подрезает другого, в итоге — крупное ДТП и смерть пассажиров. Осознание случившегося приходить спустя некоторое время. Люди через некоторое время понимают, что они натворили, но «перемотать» или переиграть дело уже нельзя. Вспомним недавний случай в Белгороде, когда врач, не разобравшись в ситуации и руководствуясь жалобой медсестры, пришел в бешенство. Он в порыве гнева нанес побои пациенту и тот скончался. В ходе судебного разбирательства врач полностью признал свою вину и глубоко сожалеет о содеянном.
В Досточтимом Коране Всевышний описывая качества верующих говорит:
«Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро» (3:133-134).
Верующие воспитывают свой нафс, свои чувства и учатся держать себя в руках. Они, даже если и испытывают гнев, то быстро прощают обидчика и не держат на него зла:
«Которые избегают великих грехов и мерзостей и прощают, когда гневаются» (42:37).
Как мы видим, истинным верующим является только тот, кто умеет управлять характером и чувствами. В одном хадисе Пророк ﷺ сообщил:
«Не тот силён, кто побеждает в борьбе, а тот, кто способен владеть собой в гневе» (аль-Бухари).
Многие фильмы и сериалы пропагандируют обратное. Главные «герои» часто мстят своим обидчикам, убивают и калечат их. Что касается ислама, то религия учит прощать, даже тех, кто совершил по отношению к тебе и твоим близким что-то страшное. Достоверно известно, что пророк Мухаммад ﷺ простил Вахшу — мужчину, который убил его любимого дядю Хамзу, также простил женщину по имени Хинд, всеми силами враждовавшей с ним ﷺ.
При соблюдении определенных правил, мы способны побороть любой гнев и выйти из так называемого состоянии аффекта, вот несколько советов:
- ищите защиты у Всевышнего Аллаха от дьявола и произносите слова: «А'узу билляхи мин аш-шайтани ар-раджим» — «прибегаю к Аллаху от проклятого сатаны»;
- больше читайте о достоинствах мягкосердечности и доброты;
- размышляйте о последствиях гнева;
- если вы разгневались стоя на ногах, то лучше присядьте, если гнев овладел вас в сидячем положении, то прилягте;
- во время злости постарайтесь успокоиться, совершите омовение и прочитайте намаз в два ракаата.
Шайтан создан из огня. Он раздувает в вас огонь и вы приходите в состоянии гнева. При омовении мы используем воду, а вода тушит огонь.
На протяжении всей жизни мы обязаны заниматься воспитанием души и тела. Ислам призывает нас быть стойкими перед любыми проблемами. Мы должны быть только хорошим примером.
Только задумайтесь, в некоторых хадисах Пророк ﷺ сравнил верующего с пальмой — полезным во всех отношениях деревом, устойчивым к жаре, засухе и сильному ветру. Он ﷺ сравнил верующего с пчелой и муравьем. Пчела — крохотное насекомое. Она собирает нектар и пыльцу только с чистых цветов, вырабатывает полезный мед. Муравей трудится во благо всей колонии, строит жилища.
Аллах желает, чтобы и мы были полезными, спокойными и добрыми Его творениями. Чтобы мы прощали друг друга, желали мира и благополучия.
Путь в Рай лежит не через гнев и месть, а через прощение и понимание.
Не позволяйте соблазнам и гневу повелевать вами! Прежде чем что-то совершить, хорошенько подумайте о последствиях!
Я прошу Аллаха, чтобы Он наделил нас лучшими качествами.
Имам-хатыб нижегородской Соборной мечети – Мунир-хазрат Беюсов